|
Петербургский Автобус
80 лет открытию регулярного автобусного движения в Санкт-Петербурге
Этот раздел посвящен мероприятиям, которые проводились в рамках празднования юбилея Петербургского-Ленинградского автобуса
Конкурс профессионального мастерства водителей автобусов
Среди прочих конкурсов мастерства водителей автобусов, регулярно проводимых ГУП «Пассажиравтотранс», состоявшийся 14 июля 2006 г. в автобусном парке №2 отличало одно маленькое обстоятельство - он был посвящен 80-летию Петербургского автобуса.
В конкурсе принимали участие водители всех пяти оставшихся парков ГУП ПАТ, а также представители автобусных парков Ленинградской области и отдельно Сланцевского автобусного парка. В отдельном зачете выступали гости из Москвы и Московской области, а также ЗАО «Такси-2». Судя по тому, что у организаторов были подготовлены таблички ООО «Питеравто», ОАО «Третий парк», ООО «ПТК», ЗАО «Барс» и ООО «Вест-Сервис», представители этих фирм тоже были приглашены участвовать, но по какой-то причине отказались. Всего в соревнованиях приняли участие 36 водителей: 22 человека в зачетах на одиночных автобусах «ЛиАЗ-5256» и 14 — в зачетах на сочлененных автобусах особо большого класса «Ikarus-280».
Соревнование состояло из 2 этапов.
1. Теоретические знания. Каждый участник должен на время решить экзаменационную карточку, состоящую из 20 вопросов, преимущественно на «автобусную» тематику.
2. Скоростное фигурное вождение. Для проведения этого соревнования была выделена площадка в автобусном парке №2, причем отдыхающим парковым автобусам пришлось потесниться и даже на участке резки не осталось ни одной списанной единицы техники. На площадке была нанесена разметка и установлены вешки, имитирующие искусственные препятствия: «круг», «бокс», «стоянка», «автобусная остановка», «проезд через ворота», «улитка», «змейка», «эстафета» и «стоп».
За каждый этап водитель получал определенное количество баллов, от 0 (последнее место) до максимального (зависящего от числа участников в зачете), причем разрыв между соседними местами тем выше, чем выше сами места в классификации. Штрафные очки присуждались в зависимости от степени нарушения и могли быть в пределах от 20 до 300 баллов. Потом баллы каждого участника и команды (два участника, один из которых не старше 27 лет) суммировались и определялись победители в личном и командном зачетах.
Награждались победители в каждом зачете и в каждой возрастной группе, а также показавшие лучшие времена при проверке правил дорожного движения и на фигурном вождении. Так что без призов не ушел практически никто, а некоторым даже требовался грузовой автомобиль, чтобы увезти все выигранное. От ГУП «Пассажиравтотранс» победители награждались грамотами и денежными премиями (от 3000 до 6000 руб.), а от компании «Русские автобусы» — бытовой техникой.
На соревнования были предоставлены четыре автобуса — «Ikarus-280» №1353 и №5576, «ЛиАЗ-5256» №6261 и №7550, все были оформлены стикерами «80 лет ГУП ПАТ». Удивительно, что ничего не предоставил АП-2, так как у них машины в общей массе в лучшем техническом состоянии. В общем внешнее состояние №1353 и №5576 было не блестящее, что в какой-то мере простительно для автобусов 1997 года выпуска, а №7550 практически уже с первых заездов начал «глючить». Без претензий отъездил все этапы соревнования, пожалуй, только «ЛиАЗ-5256», принадлежащий автобусному парку №6.
Таблица результатов конкурса будет опубликована позже
Полуденный выстрел в честь юбиляра
Полуденный выстрел 5 сентября 2006 г. стал уникальным в своем роде — он был посвящен 80-летию открытия автобусного парка №1, с которого и начинается история Петербургского автобуса.
В Петропавловской крепости собрались руководители и работники первого автобусного парка, в чьем ведении находится обслуживание городских и междугородных автобусных маршрутов. Практически у каждого на лице радость, а в руках — разноцветные шарики с цифрами «80». Вот уже остается совсем немного до 12 часов дня, когда должен прозвучать заветный выстрел. Люди поднимаются на куртину, откуда открывается захватывающий вид на историческую часть Санкт-Петербурга, на берега Невы. ПОЛДЕНЬ! Раздается мощный выстрел из артиллерийского орудия, автором которого стал директор автобусного парка, Карпов А.В., а вместе с выстрелом хлопают с десяток пробок от шампанского, тут же струящегося по бокалам. И в небо улетают сотни ярких воздушных шаров...
Пресс-конференция на территории Автобусного парка №1
Для журналистов петербургских изданий руководством автобусного парка №1 и ГУП «Пассажиравтотранс» 8 сентября была организована пресс-конференция, целью которой была демонстрация автобусов — участников праздничных парадов, которые запланированы на 27 и 30 сентября, а так же информирование о графике мероприятий. ГУП ПАТ представляли:
генеральный директор «Пассажиравтотранса» Дацюк А.М., заместитель генерального директора ПАТ Маилов И.В., главный инженер ГУП ПАТ, по совместительству председатель комиссии по празднованию 80-летнего юбилея, Маевский С.В. и директор автобусного парка №1 Карпов А.В.
Прессу посвятили в краткую историю зарождения и развития автобусного сообщения в Ленинграде-Петербурге. Более подробно остановились на современном состоянии ГУП «Пассажиравтотранс», о его современной роли в социальных и коммерческих пассажирских перевозках Санкт-Петербурга, об отношениях с новыми игроками рынка. Были озвучены положительные стороны реализации Конкурса перевозчиков на обслуживание городской маршрутной сети, введенного в феврале 2006 г. Одной из концепций дальнейшего развития была признана система выделения отдельных полос для движения общественного транспорта (что противоречит заявлениям руководителей города о переводе выделенных трамвайных линий на совмещенное в одном уровне с дорожным полотном). Со слов А.М. Дацюка в настоящее время проходит подготовку к осуществлению проект системы магистралей с приоритетом общественного транспорта, проходящих цепью из района проспекта Большевиков по Заневскому и Невскому проспектам на Васильевский остров, улицу Кораблестроителей. Но на данном этапе проекту препятствуют законодательные и административные барьеры. Так же была подтверждена информация о закупке 10 новых комфортабельных автобусов «Волжанин-5285», для обслуживания междугородных маршрутов. Эти автобусы должны прийти на смену далеко немолодым уже венгерским туристическим автобусам, составляющим основу междугороднего сообщения
.
Присутствовавшим на пресс-конференции было обещано, что ГУП ПАТ в ближайшее время планирует создание автобусного музея. Основной акцент при этом ставился не на конкретные программы, а на реализованное восстановление нескольких автобусов, которые будут участвовать в юбилейном параде. Очень хочется надеяться, что это были не пустые слова, «к празднику», а действительно серьезное намерение бережно относиться к истории, отдавать дань уважения к автобусной технике, которая обеспечивает жизнь большого города.
Программа мероприятий на 27.09.2006 г.
14:00 — 15:00 — Сбор автобусов и участников торжественного парада на Дворцовой площади
15:00 — 16:00 — Передвижение колонны от Дворцовой площади по Гороховой ул., Загородному просп., Владимирскому просп., Невскому просп. до площади Восстания
16:00 — 17:00 — Передвижение колонны от площади Восстания по Невскому просп., Дворцовой набережной, наб. Кутузова, наб. Робеспьера до просп. Робеспьера, Шпалерной ул., Литейному просп., Литейному мосту, Пироговской наб. до гостиницы «Санкт-Петербург»
17:00 — Торжественный концерт, посвященный 80-летию открытия регулярного автобусного движения в Санкт-Петербурге
Программа мероприятий на 30.09.2006 г.
(окончательно не утверждена)
14:00 — 15:00 — Сбор автобусов и участников торжественного парада на Дворцовой площади (скорее всего будут представлены только отреставрированные автобусы)
15:00 — Передвижение колонны от Дворцовой площади (либо по Гороховой ул., либо по Невскому проспекту) до площади Восстания
Список автобусов-участников праздничного парада
1. Ikarus-55 Lux (Икарус-55 «Люкс»)
Первые автобусы этой модели поступили в Ленинград в 1961 г. До этого момента единственными комфортабельными туристическими автобусами, способными работать на дальних маршрутах были только немногочисленные ЗиС-127/ЗиЛ-127
2. ЛиАЗ-677М
ЛиАЗ-677М №0162. Этот автобус — единственный оставшийся в ГУП ПАТ в Санкт-Петербурге пассажирский ЛиАЗ-677. К сожалению, из числа работавших в Колпино в последние дни перед списанием и последовавшей буквально сразу порезкой, именно этот автобус не является оригинальной моделью ни Ликинского, ни Тосненского заводов. Он был собран из кузова и запасных частей силами Колпинского автобусного парка (КоАП, ныне — филиал автобусного парка №7) в середине 90-х годов.
Одновременно с этим в Ленинградской области существует как минимум два живых автобуса ЛиАЗ-677, выпущенных в начале и середине 1980-х годов, один из которых работает на линии всего второй год, т.е. находится в уникально идеальном состоянии! (в г.Кингисепп и во Мшинской). Если хотя бы одна из этих машин попадет в создающийся музей, можно говорить о серьезности намерений руководителей «Пассажиравтотранса» заниматься сохранением исторической техники.
На заднем плане виден желтый ЛиАЗ-677М №7030. Это одна из двух оставшихся живых техничек, переданных из КоАП в АП №7. Его фото можно будет увидеть в разделе «Фотоархив Петербургского автобуса»
3. ЛАЗ-699Р
ЛАЗ-699Р №1092 (4294ЛЕУ). Это бывший служебный автобус автобусного парка №3, носивший до передачи в автобусный парк №1 номер №3551. Машина 1991 г.в. В регулярной эксплуатации (на пассажирских маршрутах) не была. До момента подготвки к юбилею автобус носил родную заводскую бело-красную окраску. Покрашен впервые к юбилею, заводская схема окраски не сохранена. Ранее под №1092 числился ЛАЗ-695Н
4. Ikarus-260 (Икарус-260)
Ikarus-260 №2476, 1991 г.в.
Стоит упомянуть, что в ПАТ до сих пор работает Ikarus-260 №7210, 1989 г.в. в довольно хорошем состоянии
5. Ikarus-280 (Икарус-280)
Ikarus-280 №1529, 1997 г.в.
При этом стоит упомянуть, что самым пожилым автобусом этой модели в Санкт-Петербурге является работающий так же в автобусном парке №7
№7168 (фото от 2001 г., тогда №7159). Не поверите, но этому автобусу уже ни много ни мало, а целых 33 года! (Данные по году выпуска этой машины противоречивы, я ориентируюсь по информации, полученной мною в 2001 г. Т.е. автобус 1973 г.в. В любом случае, по ряду косвенных признаков, этот автобус выпущен не позже 1977 года). Секрет столь уникальной живучести заключается в том, что до прихода в Петербург автобус работал в «тепличных» условиях — в аэропорту
6. Ikarus-250 (Икарус-250)
В настоящее время неизвестно какая именно машина будет участвовать в параде.
7. ЛиАЗ-5256
ЛиАЗ-5256 №5414, 2004 г.в.
8. ЛиАЗ-6212
ЛиАЗ-6212 №5492, 2004 г.в.
9. Волжанин-5270
Волжанин-5270 №6259, 2005 г.в.
10. Волжанин-6270
Волжанин-6270 №1552, 2005 г.в.
11. Волжанин-5285
Волжанин-5285 №1698, 2004 г.в.
12. Scania OmniLink (Скания Омнилинк)
В настоящее время неизвестно какая именно машина будет участвовать в параде.
Ну что ж, выбор техники для юбилейного парада оказался не самым интересным (я не говорю о раритетных моделях) — в основной массе представлены самые распространенные модели автобусов, которые и сейчас можно увидеть практически в любой части города, тогда как в ГУП ПАТ имеются очень редкие для Петербурга автобусы, работающие и сейчас на пассажирских маршрутах в количестве одного-двух экземпляров. Мало кто из горожан обращает на них внимание в общем потоке, а выделить их на таком мероприятии — стало бы очень правильным ходом.
Праздничный парад 27 сентября
Дворцовая площадь. Три часа после полудня. Одиннадцать больших автобусов, украшенных гирляндами воздушных шаров выстроились в ряд! Кто здесь? Блистательный «Ikarus-55 «Lux», король дальнего боя.
Покрашеный к этому дню, согласно одной из заводских цветовых схем, старичок, прозванный в народе «луноходом» — «ЛиАЗ-677М». Туристический «ЛАЗ-699Р», кому не знаком этот автобус, — разве что только совсем молодым Петербуржцам. Более современные автобусы — Икарусы 200-й серии, — можно и сейчас встретить работающими на маршрутах в Санкт-Петербурге. Видны городские автобусы «Ikarus-260» и «Ikarus-280», а так же междугородный «Ikarus-250» из автобусного парка №7. Удивительно, но этот автобус 1993 года выпуска имеет крайне малый для своего возраста пробег и в целом очень хорошо сохранился. Всю свою жизнь, до расформирования Пушкинского автобусного парка, он провел там, лишь изредка выезжая по заказам и никогда — по регулярным маршрутам. А вот и представители современного поколения автобусов — городские одиночки «ЛиАЗ-5256», «Волжанин-5270» и производящаяся в Санкт-Петербурге «Scania OmniLink» и сочлененный «ЛиАЗ-6212». Представителем класса туристических автобусов выступил белоснежный красавец «Волжанин-5285».
Под прикрытием автомобиля сопровождения ДПС, колонна отправилась по трассе исторического маршрута — по Гороховой улице, до Загородного проспекта, Владимирской площади, по Невскому проспекту до площади Восстания. Встреченные по пути прохожие удивленно оборачиваются, улыбаются, кто-то достает фотоаппарат, кто-то начинает рассказывать о своих воспоминаниях окружающим. Сегодня далеко не 1926 год, без автомобиля сопровождения этот маршрут в автомобильном хаосе современного Петербурга никак не удалось бы преодолеть за те 20 минут, через которые автобусы подъехали ко второй точке маршрута — площади Восстания.
Здесь оказалось, что площадь Восстания не совсем была готова принять такое количество больших автобусов и сразу же у автомобилистов возникли трудности с проездом через нее во всех направлениях. В добавок раритетным автобусам потребовалась помощь механиков из автобуса-сопровождения — «ЛиАЗ» все отказывался самостоятельно заводиться и нещадно дымил, «Ikarus» потребовал доливки различных жидкостей, а «ЛАЗ» и вовсе оказался не в состоянии самостоятельно передвигаться — отказало сцепление и он покинул колонну уже на буксире.
Тем временем обстановка вокруг площади Восстания накалялась, и уже в 15:45 взревели двигатели и украшенные воздушными шарами автобусы двинулись по Невскому проспекту в сторону Невы.
Из окон проезжавших по набережной автобусов открывался незабываемый вид на историческую панораму Санкт-Петербурга. Но все хорошее, как обычно, мимолетно. И уже совсем скоро колонна остановилась напротив крейсера «Аврора», у гостиницы «Санкт-Петербург».
Здесь, оказывается, стоял украшенный не только шарами, но и флагами, двенадцатый автобус, которого я не досчитался на Дворцовой площади — низкопольник-длинномер «Волжанин-6270» №1552. У входа в гостиницу ретро-постовой активно регулировал потоки гостей-«пассажиров», все прибывавших и прибывавших... и прибывавших. Я и не представлял, что в ГУП «Пассажиравтотранс» столько руководителей.
Праздничный концерт начался с премьерного показа документального фильма*, рассказывающего о истории петербургского-ленинградского автобуса. Особенно большое впечатление произвели записи кинохроники с уникальным трехосным автобусом-гигантом «ЯА-2» — об этой машине практически отсутствует какая-либо информация, а здесь такая роскошь! Далее был старавшийся шутить изо всех сил известный диджей одной из радиостанций, Михаил Кленов, девушка, спевшая замечательные песни без фонограммы, «горячий» скрипач-южанин и вручение памятных знаков и подарков работникам ГУП «Пассажиравтотранс». Приятно, что среди отмеченных было довольно много рядовых работников — водителей и механиков. Правда, судя по громким возмущениям активной части зала, обделенными вниманием остались бухгалтера.
Помимо автобусов, непосредственно участвовавших в параде, у гостиницы «Санкт-Петербург» были замечены несколько очень интересных, довольно редко встречающихся в жизни экземпляров, которые привезли официальных гостей на торжество. Не могу не показать их в этом отчете. Здесь были два из трех существующих в «Пассажиравтотрансе» лайнера «Ikarus-386» №2400 и 6201, туристический «Ikarus-253» №6800, довольно сильно убитый регулярной работой на городских коммерческих маршрутах «Ikarus-365» №7197 и идеально сохранившийся, 16-летний, но все еще в заводской окраске «Ikarus-256» №7682, ранее бывший приписан, как и №7692, к Пушкинскому автобусному парку.
Праздничный парад 30 сентября
Субботний парад оказался значительно менее красочным, чем прошедший 27 сентября — всего четыре автобуса и уже никаких воздушных шаров. Однако, словно компенсируя отсутствие всех современных автобусов, которые в этот день уже работали на своих маршрутах, на Дворцовой площади стоял трёхзвёздочный туристический лайнер «Mercedes-Benz O580 «Travego» — в настоящий момент самый дорогой и комфортабельный автобус на балансе предприятия, приобретенный в 2002 году. В основном его можно встретить на маршрутах в Финляндию, но бывают и случаи подмены сломавшегося рейсового автобуса, тогда его можно встретить на Московском или Таллинском шоссе.
«Мы пойдем по Невскому, но эти чемоданы быстрее тридцати не могут», — прозвучало из машины сопровождения ДПС и колонна выехала на главную магистраль Санкт-Петербурга.
* запись видеофильма будет доступна для просмотра в случае, если к этому проявят интерес достаточное количество посетителей сайта. Пишите письма.
<< к оглавлению >>
|