|
Петербургский Автобус
Юные годы Ленинградского Автобуса:
Автобус вернулся лишь через 12 лет, в 1926 году, но
уже в другой город, который за это время был дважды крещён:
сперва 18 августа 1914 года ему было дано имя Петроград,
а уже при Советах, 26 января 1924 года, — Ленинград.
И был утрачен статус столицы, когда,
опасаясь захвата Петрограда германскими войсками в 1918 году,
правительство переехало в Москву.
31 августа 1926 года в газете «Ленинградская правда»
было опубликовано объявление следующего содержания:
«1 сентября открывается первая автобусная линия.
От Детскосельского вокзала (ныне Витебский вокзал)
к саду Трудящихся (ныне Александровский сад) через
Загородный пр. и Комиссаровскую ул., с рядом промежуточных
остановок. Первое время в движении будут три автобуса,
каждый — вместимостью на 20 человек. Отходить с конечных
пунктов автобусы будут каждые 10 минут. Плата за весь
маршрут — 10 коп. В дальнейшем автобусную линию
предполагается продлить через Звенигородскую ул.
и ул. Марата до пл. Восстания»
(согласно другому источнику тогда же, 1 сентября, была
открыта пригородная линия «Ленинград — Курорт»,
что под Сестрорецком).
Первыми были автобусы «Vomag». Точнее, это были не
настоящие автобусы «Vomag», т.к. в Германии лишь
закупались грузовые шасси, а уже на месте устанавливались
автобусные кузова отечественного производства.
Чуть позже начались приобретения автобусов других зарубежных
производителей — «SPA», «Mannesman-Mulag», «Leyland».
Но эти машины требовали серьёзных затрат на обслуживание
и ремонт, в основном из-за отсутствия запасных частей и
необходимой производственной базы, что в сумме приводило
к частым сбоям в работе.
Но это была беда не только Ленинграда, где в 1928 году
автобусный парк, находившийся тогда на Конюшенной
площади, насчитывал всего 23 автобуса. Неспособность
промышленности молодой страны Советов в 20-х годах
обеспечить города необходимым количеством автобусов
вынуждала их брать дорогостоящую и сложную в ремонте
иностранную технику.
Ситуация изменилась с началом серийного производства
на крупных автомобильных заводах страны. В Ленинград
стали поступать автобусы Ярославского завода (ЯГАЗ) и
2-го Авторемонтного Завода
Автотранспортного Управления Ленсовета (АТУЛ).
Чуть позже, с 1934 года в Ленинград
начались поставки автобусов московского автозавода
ЗиС-8, а с 1939 года — ЗиС-16.
В 30-х годах на улицах Ленинграда можно было встретить
следующие автобусы АТУЛ, полностью изготовленные из
отечественных комплектующих: АЛ-1 на шасси ЗиС-11, трёхосный
АЛ-2 на удлинённой и АЛ-3 на стандартной раме ЗиС-8.
Доподлинно известно, что в Ленинграде с 1934 года проходил
эксплуатацию экспериментальный трёхосный автобус-гигант ЯА-2,
родом из Ярославля. Этот уникальный автобус вмещал
100 пассажиров и имел рекордные по тем временам габариты
— 11450 миллиметров. А вот о судьбе предшественника ЯА-2 — 80-ти
местного ЯА-1 ничего не известно. Можно лишь предположить, что
он так же эксплуатировался в Ленинграде с 1932 года, т.к. кузов
для его трёхосного шасси был изготовлен на АТУЛ.
В 1933 году в автопарке насчитывалось уже 180
автобусов, обслуживавших 13 маршрутов. На конец 1934
года количество подвижного состава составило 159 единиц
на 14 маршрутов общей протяжённостью 213 километров.
К концу 1940 года на два городских парка и два филиала
в Петродворце и Пушкине было 30 постоянных маршрутов,
в том числе: по Ленинграду — 10 (13 с маршрутами из
Ленинграда на Петродворц и Пушкин), на Петродворец и Пушкин —
8, на пригород — 12. На линию ежедневно выходило
в среднем 220 автобусов. Общая протяжённость маршрутной сети
составляла 398 километров.
Пока шло становление, автобусное хозяйство Ленинграда
было убыточным. Однако, начиная с 1938 года автобусы
начали приносить прибыль. И в течении нескольких
последующих лет перед Великой Отечественной войной
была налажена диспетчерская служба, создавалась
и развивалась производственно-техническая база, а
для кузовных и ремонтных мастерских были подготовлены
рабочие-профессионалы.
Ленинградский Автобус в годы Блокады:
Уже с первых дней войны большая часть автобусов была
передана действующей Красной армии. Оставшиеся поддерживали
движение на ряде маршрутов, перевозили раненых, воинские
подразделения, эвакуируемых детей к вокзалам. Полностью
маршрутное движение в городе прекратилось лишь
осенью 1941 года, когда немецко-фашистские войска
подошли вплотную к Ленинграду, заняв Пулковские высоты
и взяв город в кольцо блокады.
Но автобусы продолжили
свою работу на Ладоге, на Дороге Жизни.По льду Ладожского
озера ходили автобусы с табличками городских маршрутов
на бортах. Это работала специальная автобусная колонна,
которой за время блокады было вывезено из Ленинграда более
двухсот тысяч человек. Обратно автобусы возвращались, везя
продовольствие и боеприпасы.
После окончательного снятия блокады, 10 февраля 1944 года,
Ленинград не сразу оправился от ран, нанесённых войной.
Понадобилось ещё полтора года, чтобы дождаться возвращения
Ленинградского Автобуса.
<< первые |
1945-1959 |
<< к оглавлению >>
|