www.bus.al.ru — «Отечественный Автобус»
Петербургский Автобус / История Петербургского Автобуса — 1926-1944 /

Петербургский Автобус

Юные годы Ленинградского Автобуса:

Автобус вернулся лишь через 12 лет, в 1926 году, но уже в другой город, который за это время был дважды крещён: сперва 18 августа 1914 года ему было дано имя Петроград, а уже при Советах, 26 января 1924 года, — Ленинград. И был утрачен статус столицы, когда, опасаясь захвата Петрограда германскими войсками в 1918 году, правительство переехало в Москву.

31 августа 1926 года в газете «Ленинградская правда» было опубликовано объявление следующего содержания: «1 сентября открывается первая автобусная линия. От Детскосельского вокзала (ныне Витебский вокзал) к саду Трудящихся (ныне Александровский сад) через Загородный пр. и Комиссаровскую ул., с рядом промежуточных остановок. Первое время в движении будут три автобуса, каждый — вместимостью на 20 человек. Отходить с конечных пунктов автобусы будут каждые 10 минут. Плата за весь маршрут — 10 коп. В дальнейшем автобусную линию предполагается продлить через Звенигородскую ул. и ул. Марата до пл. Восстания» (согласно другому источнику тогда же, 1 сентября, была открыта пригородная линия «Ленинград — Курорт», что под Сестрорецком).

Первыми были автобусы «Vomag». Точнее, это были не настоящие автобусы «Vomag», т.к. в Германии лишь закупались грузовые шасси, а уже на месте устанавливались автобусные кузова отечественного производства. Чуть позже начались приобретения автобусов других зарубежных производителей — «SPA», «Mannesman-Mulag», «Leyland». Но эти машины требовали серьёзных затрат на обслуживание и ремонт, в основном из-за отсутствия запасных частей и необходимой производственной базы, что в сумме приводило к частым сбоям в работе.

Но это была беда не только Ленинграда, где в 1928 году автобусный парк, находившийся тогда на Конюшенной площади, насчитывал всего 23 автобуса. Неспособность промышленности молодой страны Советов в 20-х годах обеспечить города необходимым количеством автобусов вынуждала их брать дорогостоящую и сложную в ремонте иностранную технику.

Ситуация изменилась с началом серийного производства на крупных автомобильных заводах страны. В Ленинград стали поступать автобусы Ярославского завода (ЯГАЗ) и 2-го Авторемонтного Завода Автотранспортного Управления Ленсовета (АТУЛ). Чуть позже, с 1934 года в Ленинград начались поставки автобусов московского автозавода ЗиС-8, а с 1939 года — ЗиС-16.

В 30-х годах на улицах Ленинграда можно было встретить следующие автобусы АТУЛ, полностью изготовленные из отечественных комплектующих: АЛ-1 на шасси ЗиС-11, трёхосный АЛ-2 на удлинённой и АЛ-3 на стандартной раме ЗиС-8. Ярославский автобус-гигант «ЯА-2» в Ленинграде. Фото: 1934 г.

Доподлинно известно, что в Ленинграде с 1934 года проходил эксплуатацию экспериментальный трёхосный автобус-гигант ЯА-2, родом из Ярославля. Этот уникальный автобус вмещал 100 пассажиров и имел рекордные по тем временам габариты — 11450 миллиметров. А вот о судьбе предшественника ЯА-2 — 80-ти местного ЯА-1 ничего не известно. Можно лишь предположить, что он так же эксплуатировался в Ленинграде с 1932 года, т.к. кузов для его трёхосного шасси был изготовлен на АТУЛ.

В 1933 году в автопарке насчитывалось уже 180 автобусов, обслуживавших 13 маршрутов. На конец 1934 года количество подвижного состава составило 159 единиц на 14 маршрутов общей протяжённостью 213 километров. К концу 1940 года на два городских парка и два филиала в Петродворце и Пушкине было 30 постоянных маршрутов, в том числе: по Ленинграду — 10 (13 с маршрутами из Ленинграда на Петродворц и Пушкин), на Петродворец и Пушкин — 8, на пригород — 12. На линию ежедневно выходило в среднем 220 автобусов. Общая протяжённость маршрутной сети составляла 398 километров.

Пока шло становление, автобусное хозяйство Ленинграда было убыточным. Однако, начиная с 1938 года автобусы начали приносить прибыль. И в течении нескольких последующих лет перед Великой Отечественной войной была налажена диспетчерская служба, создавалась и развивалась производственно-техническая база, а для кузовных и ремонтных мастерских были подготовлены рабочие-профессионалы.

Ленинградский Автобус в годы Блокады:

Уже с первых дней войны большая часть автобусов была передана действующей Красной армии. Оставшиеся поддерживали движение на ряде маршрутов, перевозили раненых, воинские подразделения, эвакуируемых детей к вокзалам. Полностью маршрутное движение в городе прекратилось лишь осенью 1941 года, когда немецко-фашистские войска подошли вплотную к Ленинграду, заняв Пулковские высоты и взяв город в кольцо блокады. Но автобусы продолжили свою работу на Ладоге, на Дороге Жизни.По льду Ладожского озера ходили автобусы с табличками городских маршрутов на бортах. Это работала специальная автобусная колонна, которой за время блокады было вывезено из Ленинграда более двухсот тысяч человек. Обратно автобусы возвращались, везя продовольствие и боеприпасы.

После окончательного снятия блокады, 10 февраля 1944 года, Ленинград не сразу оправился от ран, нанесённых войной. Понадобилось ещё полтора года, чтобы дождаться возвращения Ленинградского Автобуса.


<< первые | 1945-1959 |
<< к оглавлению >>