www.bus.al.ru — «Отечественный Автобус»
Петербургский Автобус / История Петербургского Автобуса — рождение /
Главная 
Введение 
Новости 
Начала 
Производители 
Города и ... 
Выставки 
Творчество 
Розыск! 
Ссылки 
О сайте 



Rambler's Top100

Петербургский Автобус

Муки рождения Петербургского Автобуса:

Прежде чем автобусу удалось утвердится в Санкт-Петербурге, должно было пройти почти десять лет, время, когда многочисленные попытки приспособить автомобиль для нужд городского транспорта заканчивались крахом для осмеливавшихся организовать омнибусное движение. Слишком сильны были в столице позиции конной железной дороги в конце XIX века. Конка перевозила не только пассажиров, но и грузы, сеть дорог была хорошо развита, а городская казна неплохо подпитывалась вливаниями со стороны владельцев городских конных дорог.

Первые известные мне сведения о желании организовать омнибусное сообщение датируются 1896 годом. Подполковник Зубковский при поддержке почётного гражданина Волкова подал в Городскую Управу ходатайство о разрешении пустить «экипажи с бензиновыми двигателями» по двум направлениям: от Знаменской (ныне площадь Восстания) до Адмиралтейской площади и от Публичной библиотеки до Новой Деревни...

Май 1898 года. Городской вестник «Петербургский листок» в одном из своих номеров сообщает, что «одному из крупных петербургских экипажных фабрикантов доставлено несколько карет-бензиномоторов, предназначенных для езды по шоссейным дорогам. Эти кареты, вмещающие по четырнадцать пассажиров, предназначены для дачных местностей». Но о дальнейшей судьбе этих экипажей ничего не известно.

Тем временем, уже 13 (25) ноября того же 1898 года в Петербургскую Управу поступило ещё одно ходатайство. Подпоручик (согласно другому источнику — поручик) запаса гвардии Александр Неелов предлагал открыть моторно-омнибусное сообщение сразу по двеннадцати маршрутам, которые должны были соединить городские вокзалы и пристани. Для предоставления жителям Петербурга «удобный, дешёвый и скорый способ передвижения по городу», он успел организовать акционерное общество по предоставлению пассажирского сообщения «омнибусами с бензиновым двигателем».

Через несколько месяцев новое предложение поступило от коллежского советника С. В. Семёнова и губернского секретаря В. В. Юркевича. Но продолжения не последовало.

19 января 1901 года в Городскую Думу Санкт-Петербурга поступило прошение от инженера и потомственного дворянина Ипполита Романова о разрешении ему организовать десять маршрутов электрического омнибуса. В феврале 1901 года омнибус успешно прошёл испытания в Петербурге, вывод комиссии гласил: «При движении по улице с неровно сколотым снегом, при поворотах и переездах через рельсы конно-железных дорог омнибус шёл спокойно, без тряски и качки... Испытав экипаж в движении, мы пришли к заключению, что омнибусы, построенные по этой схеме, представляются удобными и безопасными для уличного движения и общественного пользования». 27 июня Дума выдала разрешение на открытие в столице регулярного движения омнибусов конструкции И. В. Романова. Предполагалось, что стоимость проезда будет равна 2,5 копейкам. Однако, жёсткие финансовые условия, поставленные Городской Думой, не позволили ему воспользоваться этим разрешением.

Изобретатель должен был внести в казну залог в 5 тысяч рублей, а так же неукоснительно соблюдать жёсткие рамки разрешения, иначе ему грозил штраф. В случае, если бы открытие маршрута выбивалось из графика, оговорённого в разрешении, то за каждый день задержки необходимо было бы уплатить по 100 рублей. Для изготовления 80-ти омнибусов, а именно это количество фигурирует в договоре, необходимо было затратить не менее 500 тысяч рублей, при стоимости создания одного омнибуса около 7 тысяч рублей.

В 1902 году (согласно другому источнику — в начале 1903 года) «акционерное Общество постройки и эксплуатации экипажей и автомобилей Фрезе и K°» предложило городским властям организовать регулярное движение автобусов собственной конструкции. Но, как писал журнал «Самокат»: «Управа полагает, что всякое улучшение сообщений будет понижать квартирную плату и поэтому представителям домовладельцев нежелательно...»

1906 год. И новая волна предложений в Думу. Датский подданный Emile fon Gedman и тогда же владелица петербургских омнибусных линий на конной тяге Л. Назимова Но и этот год не дал появиться на улицах столицы новому виду общественного транспорта — автобусу. Городская Дума смогла удовлетворить оба эти прошения, откровенно признавая свои страхи: «...автомобили будут опасными конкурентами электрической конке». Но вновь всё упёрлось в нехватку средств и непродуманность проектов.

Но автобус всё-таки появился на улицах Санкт-Петербурга, почти сразу после открытия движения трамвая — 4 октября 1907 года. И обязаны этим петербуржцы не крупному промышленнику или владельцу конки, а простому инженеру Б. А. Иванову. 5 октября в «Петербургском листке» сообщалось: «Вчера, 4 октября, члены Санкт- Петербургского товарищества автомобильно-омнибусного сообщения совершили под руководством инженера-технолога Иванова пробный рейс на пока единственном в Петербурге омнибус-моторе. Рейс начался с пробега по Невскому проспекту. Весь Невский от Николаевского вокзала (ныне Московский вокзал) до Александровского сада омнибус прошёл в 9 минут... Омнибус хорошо маневрировал, обгоняя конки и извозчиков, сворачивая для ломовиков и т.д.». А ещё через месяц там же была напечатана такая заметка: «Вчера, 11-го ноября состоялось наконец открытие автомобильно-омнибусного сообщения на линии Александровский сад — Варшавский — Балтийский вокзалы... К двенадцати часам дня к Александровскому саду, против Вознесенского проспекта, приехал автомобиль-омнибус, или как их называют — автобус». (Кстати, слово «автобус» составлено именно из названий этих двух средств передвижения: АВТОмобиль — омниБУС)

Автобус сразу пришёлся по душе горожанам и уже вскорости был открыт ещё один маршрут от того же Александровского сада к Витебскому вокзалу. Этот маршрут был известен одной необычной традицией. Часто, доехав до Семёновского моста, автобус останавливался и кондуктор просил «уважаемых дам и господ» выйти и продолжить движение, когда пустой автобус переедет через мост. Дело в том, что мост через Фонтанку имеет довольно крутые и достаточно длинные скаты. Автомобили же тех лет оснащались маломощными двигателями, не позволявшими преодолевать гружёному автобусу такие подъёмы.

В 1910 году парк автобусов Санкт-Петербургского товарищества автомобильно-омнибусного движения насчитывал 14, а в 1911 году — 11 единиц. Тогда же на предприятии было занято 100 человек.

Страхи Думы, что автобус создаст помеху трамваю, оказались беспочвенны и уже через несколько лет думцы и управленцы смогли договориться о дальнейшем развитии петербургского автобуса и создании государственного автобусного предприятия. Предварительно исследовав предлагаемые различными, преимущественно иностранными производителями, автобусы, в июне 1914 года было ассигновано 300 тысяч рублей...

Но печально известные события июня 1914 года в Сараево, ставшие поводом для начала Первой Мировой войны, перечеркнули все планы города по организации муниципального автобусного движения. Все петербургские автобусы тогда покинули столицу Российской империи, уйдя на фронт. Но не скоро им было суждено вернуться, должны были пройти долгих 12 лет, время переворотов и братоубийственной гражданской войны, время, где не было места городскому автобусу.


<< 1926-1944 | 1945-1959 |
<< к оглавлению >>


© «Отечественный Автобус», 1999-2009гг.