|
Альтерна
Альтерна — от слова «альтернатива». В 1991 г. руководство ЛиАЗ предоставило своим
подразделениям самостоятельность и
образовавшиеся тогда товарищества получили возможность брать площади завода в аренду. Первым отделился
научно-технический центр ЛиАЗ (НТЦ), чьи сотрудники занимались доводкой «ЛиАЗ-5256» для его запуска на
конвейер. Зная ликинскиие автобусы лучше, чем кто бы то ни было, они уже давно лелеяли мечту о
создании «альтернативного» автобуса, лишённого, пожалуй, самого большого недостатка всех советских машин —
жёсткой привязанности к конкретным узлам. Так родилась фирма «Альтерна».
Почти два года понадобилось «Альтерне», чтобы обрести полную независимость.
В январе 1993 г. было полностью выкуплено имущество. Несмотря на то, что «Альтерна» выполняла заказы
ЛиАЗ, уже осенью 1992 г. был готов первый образец городского автобуса «Альтерна-4216».
В январе 1993 г. появилась сочленённая «Альтерна-6230», в марте — междугородный высокопаллубный
лайнер «Альтерна-4215», а в мае был воплощён в металле автобус для аэропортов — «Альтерна-7202».
Основные принципы, заложенные в этих машинах — простота и взаимозаменяемость агрегатов, — целиком
отвечали сложившейся ситуации в России.
Приобретение новых автобусов в начале 90-х могли себе позволить лишь
крупные города, да и то это была капля в море на фоне катастрофически стареющего парка, что уж говорить
о провинции. iKARUS стал дорогим удовольствием, ЛАЗ оказался за границей, а один ЛиАЗ был не в состоянии
обеспечить заполнения образовавшейся пустоты. Требовался автобус, производство которого могло быть
налажено на авторемонтных, машиностроительных и предприятиях оборонного комплекса, подвергнувшихся
конверсии. Многие из них простаивали и с охотой брались за любую работу, вплоть до изготовления сковородок
и банных тазиков. Итак, никаких сложных штампов, только технологически несложные операции (гибка,
резка, сварка) — плоские борта и окна, минимальный набор кузовных
деталей; автобус должен проходить полный цикл сборки в пределах одного предприятия.
Пожар на заводе двигателей КамАЗ, произошедший 14-15 апреля 1993 г.,
вынудил ЛиАЗ в аварийном режиме подбирать новые двигатели. Это связано с тем, что моторный отсек
«ЛиАЗ-5256» конструировался под конкретный двигатель — дизель КамАЗ-7402. Тогда же начались и перебои
с импортом задних мостов «Raba» из Венгрии, что в сумме привело к частичной остановке конвейера.
Во избежании аналогичных ситуаций, автобусы «Альтерна» изначально создавались с расчётом на установку
не только различных отечественных двигателей (рассматривалась так же возможность установки дизелей
Cummins и Deutz), но и других жизненно важных устройств.
Документацию на автобусы «Альтерна» приобрели заводы
Энгельса, Перми, Орска, Благовещенска, Новосибирска, Рыбинска и др. ЭЗСА был первым из заводов,
наладивших выпуск «Альтерны» и довольно успешно. Потом были пермский Агрореммаш, Амурмашзавод
из Благовещенска, ОЗТП «Сармат» и т.д. «Сармат» даже провёл в 1998 г. модернизацию
семейства, но это уже совсем другая история...
А что же стало с «Альтерной»? В октябре 1995 г. разросся конфликт,
в результате которого душа проекта и шеф «Альтерны» Владимир Жаворонков покинул фирму.
После этого о производстве автобусов там больше не вспоминают. Всего же за период cуществования
«Альтерны» с 1991 г. по 1995 г. было создано чуть более тридцати автобусов.
Городской Автобус «Альтерна-4216»
Междугородный Лайнер «Альтерна-4215»
Городской сочленённый Автобус «Альтерна-6230»
Сочленённый Автобус для аэропортов «Альтерна-7202»
|