www.bus.al.ru — «Отечественный Автобус»
Петербургский Автобус / История Петербургского Троллейбуса — рождение /

История Петербургского Троллейбуса

Первый Ленинградский Троллейбус:

Первый выпуск водителей троллейбусов. Фото: 1936 г. В конце 1935 года была начата подготовка к открытию троллейбусного движения в Ленинграде. Часть территории и здание 3-го депо трамвайного парка имени Смирнова было реконструировано для временного размещения там подвижного состава и ремонтных мастерских. На Ярославский автозавод был отправлен заказ на 60 троллейбусов для Ленинграда. 15 февраля 1936 года начался набор в Учебный Комбинат подготовки водителей троллейбусов и линейного персонала. Тогда же трест «Лентрамвай» был преобразован в Трамвайно-Троллейбусное Управление (ТТУЛ).

В 12 часов 30 минут 21 октября 1936 года на маршрут №1 «площадь Труда — Красная площадь» (ныне площадь Александра Невского) вышли четыре троллейбуса ЯТБ-1. Первую машину вёл водитель Мочилин с кондуктором Сурковой. Газета «Ленинградская правда» с мест событий: «На площади Труда длинная очередь. Это желающие в первый раз проехать в троллейбусе... Пассажиры заполняют изящный, вместительный, новенький троллейбус. Все восхищаются комфортабельным оборудованием вагона, его удобными мягкими сиденьями». В первый же день ленинградский троллейбус перевёз более восьми тысяч пассажиров. С этого момента начинается история Ленинградского-Петербургского троллейбуса.

И он прижился. В 1940 году на Сызранской улице был построен первый троллейбусный парк, расчитанный на 50 машин. По данным на 1941 год количество троллейбусов составляло 133 единицы, протяжённость маршрутов увеличилась с 5,8 километров в 1936, до 36,6 километров в 1941 году. Ежедневный выпуск составлял до 76 машин, которые обслуживали пять маршрутов:

№1 «Красная площадь — площадь Труда»

№2 «Финляндский вокзал — площадь Стачек»

№3 «Финляндский вокзал — Балтийский вокзал»

№4 «Сызранская улица — проспект Рошаля» (ныне Адмиралтейский проспект)

№5 «Сызранская улица — площадь Труда»

Сны в блокадном городе:

41-й год. Война. Около 4,5 тысяч рабочих и служащих ТТУЛ были призваны в армию. Но Ленинградский Троллейбус как и Трамвай и Автобус продолжал работу, даже под огнём фашистской артиллерии, беспрестанно «работавшей» по городу. С ноября 1941 года начались серьёзные перебои с подачей электроэнергии, всё чаще возникали сбои в движении электротранспорта. Самое страшное произошло 20 декабря, когда троллейбусы, вышедшие на маршруты не вернулись обратно в парк, застыв неподвижно на улицах. Беспомощно и неуклюже взвились к небу токоприёмники, потерявшие опору — троллейбусная контактная сеть уже не восстанавливалась после разрывов. Вскоре, 3 января 1942 года замёрз и встал Ленинградский Трамвай. Это была самая суровая блокадная зима. Оставленные на улицах троллейбусы и трамваи примерзали к земле и заваливались снегом, они ждали. Ждали весны, чтобы проснуться. Первым дождался трамвай — талисман Ленинграда. 7 марта 1942 года из ледяного плена на Загородном проспекте был освобождён грузовой вагон и редкие прохожие, встречавшие одинокий трамвай на пустынной улице почувствовали, что в Ленинград возвращается нормальная жизнь. Начались восстановительные работы и 15 апреля движение трамваев возобновилось.

Необходимо было собрать уцелевшие после зимовки на улицах троллейбусы в депо (скорее всего это был трампарк имени Смирнова). Но вся контактная сеть троллейбуса была уничтожена и возможности восстановить её у города не было. Тогда был найден такой выход: троллейбус буксировали к ближайшим действующим трамвайным путям, затем с трамвая подавали питающий провод-удлинитель и далее машина двигалась своим ходом, параллельно вагону, дающему электроэнергию. С этого момента троллейбусное хозяйство Ленинграда было законсервировано.

Пробуждение:

Ленинградцы вновь смогли увидеть троллейбус на улицах города лишь после снятия блокады. 10 февраля 1944 года был подписан приказ «О восстановлении Троллейбусной службы». В первый троллейбусный парк стали возвращаться работники. Объём восстановительных работ был огромен. Пришлось восстанавливать повреждённые здания парка и подвеску по всему городу, которой уже просто не существовало, а это 64181 метр проводов. Из всего подвижного состава удалось восстановить и подготовить к работе несколько десятков троллейбусов. Параллельно велась подготовка водителей, линейного персонала, в том числе впервые — из числа женщин.

Прошло четыре с половиной месяца напряжённой работы и троллейбус вернулся на улицы Ленинграда. Это произошло 24 мая 1944 года, когда из ворот парка на Сызранской улице вышел первый троллейбус 4-го маршрута.


70-летие
<< к оглавлению >>