История Петербургского Троллейбуса
Первый Ленинградский Троллейбус:
В конце 1935 года была начата подготовка к открытию троллейбусного
движения в Ленинграде. Часть территории и здание 3-го депо трамвайного парка
имени Смирнова было реконструировано для временного размещения там подвижного
состава и ремонтных мастерских. На Ярославский автозавод был отправлен
заказ на 60 троллейбусов для Ленинграда.
15 февраля 1936 года начался набор в Учебный Комбинат
подготовки водителей троллейбусов и линейного персонала. Тогда же трест
«Лентрамвай» был преобразован в Трамвайно-Троллейбусное Управление (ТТУЛ).
В 12 часов 30 минут 21 октября 1936 года на маршрут №1
«площадь Труда — Красная площадь»
(ныне площадь Александра Невского) вышли четыре троллейбуса ЯТБ-1.
Первую машину вёл водитель Мочилин с кондуктором Сурковой.
Газета «Ленинградская правда» с мест событий: «На площади Труда длинная
очередь. Это желающие в первый раз проехать в троллейбусе... Пассажиры
заполняют изящный, вместительный, новенький троллейбус. Все восхищаются
комфортабельным оборудованием вагона, его удобными мягкими сиденьями».
В первый же день ленинградский троллейбус перевёз более восьми
тысяч пассажиров. С этого момента начинается история
Ленинградского-Петербургского троллейбуса.
И он прижился. В 1940 году на Сызранской улице был построен
первый троллейбусный парк, расчитанный на 50 машин. По данным на 1941 год
количество троллейбусов составляло 133 единицы, протяжённость маршрутов
увеличилась с 5,8 километров в 1936, до 36,6 километров в 1941 году.
Ежедневный выпуск составлял до 76 машин, которые обслуживали пять
маршрутов:
№1 «Красная площадь — площадь Труда»
№2 «Финляндский вокзал — площадь Стачек»
№3 «Финляндский вокзал — Балтийский вокзал»
№4 «Сызранская улица — проспект Рошаля» (ныне Адмиралтейский проспект)
№5 «Сызранская улица — площадь Труда»
Сны в блокадном городе:
41-й год. Война. Около 4,5 тысяч рабочих и служащих ТТУЛ
были призваны в армию. Но Ленинградский Троллейбус
как и Трамвай и Автобус продолжал работу, даже
под огнём фашистской артиллерии, беспрестанно
«работавшей» по городу. С ноября 1941 года
начались серьёзные перебои с подачей
электроэнергии, всё чаще возникали сбои в движении
электротранспорта. Самое страшное произошло
20 декабря, когда троллейбусы, вышедшие
на маршруты не вернулись обратно в парк,
застыв неподвижно на улицах. Беспомощно
и неуклюже взвились к небу токоприёмники,
потерявшие опору — троллейбусная контактная
сеть уже не восстанавливалась после разрывов.
Вскоре, 3 января 1942 года замёрз и встал
Ленинградский Трамвай. Это была самая
суровая блокадная зима. Оставленные на улицах
троллейбусы и трамваи примерзали к земле и заваливались
снегом, они ждали. Ждали весны, чтобы проснуться.
Первым дождался трамвай — талисман Ленинграда.
7 марта 1942 года из ледяного плена на Загородном
проспекте был освобождён грузовой вагон
и редкие прохожие, встречавшие одинокий
трамвай на пустынной улице почувствовали,
что в Ленинград возвращается нормальная
жизнь. Начались восстановительные работы
и 15 апреля движение трамваев возобновилось.
Необходимо было собрать уцелевшие после
зимовки на улицах троллейбусы в депо
(скорее всего это был трампарк имени Смирнова).
Но вся контактная сеть троллейбуса
была уничтожена и возможности восстановить
её у города не было. Тогда был найден
такой выход: троллейбус буксировали
к ближайшим действующим трамвайным путям,
затем с трамвая подавали питающий
провод-удлинитель и далее машина двигалась
своим ходом, параллельно вагону, дающему
электроэнергию. С этого момента
троллейбусное хозяйство Ленинграда было
законсервировано.
Пробуждение:
Ленинградцы вновь смогли увидеть троллейбус на улицах
города лишь после снятия блокады. 10 февраля 1944 года
был подписан приказ «О восстановлении Троллейбусной службы».
В первый троллейбусный парк стали возвращаться работники.
Объём восстановительных работ был огромен. Пришлось
восстанавливать повреждённые здания парка и подвеску
по всему городу, которой уже просто не существовало,
а это 64181 метр проводов. Из всего подвижного состава удалось
восстановить и подготовить к работе несколько десятков
троллейбусов. Параллельно велась подготовка водителей,
линейного персонала, в том числе впервые — из числа
женщин.
Прошло четыре с половиной месяца напряжённой работы
и троллейбус вернулся на улицы Ленинграда.
Это произошло 24 мая 1944 года, когда из ворот
парка на Сызранской улице вышел первый
троллейбус 4-го маршрута.
70-летие
<< к оглавлению >>
|